Во время новогодних каникул мы с бабушкой побывали в музее ЮОГУ. Я там увидела много интересного: удивительные экспонаты глубокой старины, воссоздающие картины национального быта осетин; великолепные холсты художников, на которых запечатлена красота гор и долин, людей и животных. Но больше всего меня впечатлил зал, где представлены экспонаты времен Великой Отечественной войны.
Я узнала о том, что Осетия занимает первое место в процентном соотношении среди народов СССР по количеству Героев Советского Союза. Экскурсовод нам рассказала о том, что более 20 тысяч человек из нашей маленькой Южной Осетии воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Более 10 тысяч из них не вернулись домой.
Мне подумалось: это сколько искалеченных судеб… Сколько детей и матерей не дождались своих самых близких…
«Аннушка, подойди сюда», – подозвала меня бабушка. – «Посмотри, видишь вот эти жёлтые треугольники? Это солдатские письма брата твоего прадедушки».
Солдат Дмитрий Цховребов служил в рядах Красной Армии. Великая Отечественная война застала его на эстонской границе. В письмах он сообщал о том, что «в бой вступил 22 июня, в 5 часов утра. В этом полку из Южной Осетии служили более 40 человек. В первый же день войны они дали клятву друг другу, что будут сражаться с фашистами как нартовские богатыри, погибших будут хоронить сами по осетинскому обычаю, а родителям будут сообщать о гибели их сыновей».
Полк, где служил Д. Цховребов, с боями отступал от эстонской границы до Ленинграда. Могилы славных сыновей Осетии тянутся от эстонского города Раквере до Ленинградской братской могилы на Пискаревском мемориальном кладбище и многих других городов необъятной России… Последним из осетин этой группы погиб Дмитрий Цховребов – 23 февраля 1942 года. Его похоронили на Пискаревском кладбище…
Когда прикасаешься к этим зачитанным, пожелтевшим от времени реликвиям, кажется, что и сегодня дышат пламенем минувших сражений. Письма фронтовиков, которые между боями писались в окопах, помогают нам видеть события тех суровых дней в рамках реального времени.
«Если вы получите это письмо, то будет очень хорошо.
Ну здравствуйте, всем наилучшие пожелания от мала до большого.
Пишите срочно о тех, кого из наших отправили в армию. Об Авгаре, Ибрагиме… Не думайте, что раз от нас нет писем, то мы в тяжелых условиях… Не беспокойтесь, всё не так, может, и в живых останемся.
Ну, если спрашиваете о моих делах, то я о них писал, но ещё раз напишу.
Война началась 21 июня 1941 года и убила моих осетинских товарищей. 22 июня примерно в 2 часа мы воевали в Литве. Неожиданно ударили по нашим и уничтожили. У артиллеристов не было даже снарядов, не было того, что положено. Так нас начали убивать. Наша рота в бою продержалась один день и в ней осталось всего 8 ребят. Так несколько раз нападали, и то они брали нас в плен, то мы их.
15 июля наш полк захватил в плен 7 танков, 20 мотоциклистов и 100 человек пехоты.
Вот такие дела, уже и удивительного ничего нет.
Ну ладно, пишите письма чаще, может, опять получу и прочитаю.
Пишет вам ваш сын Митуш.
16.07.1941г.»
Меня глубоко потрясла эта нить из прошлого, соединяющая мою судьбу с трагедией блокадного Ленинграда, о котором нам столько рассказывают, мы слышим по телевизору и казалось, что это далекая история, а она совсем рядом.
В Петербурге учился в институте и мой дядя Астемр Цхурбати. Он как-то раз рассказывал нам, как пошёл в Петербурге на Пискаревское кладбище, найти где похоронен брат нашего прадеда. Он принёс на могилу хлеб и воду, в которых так сильно нуждались блокадники Ленинграда.
Продолжая славные семейные традиции, Астемр последовал примеру героев из нашей семьи и уехал на защиту интересов России на Украину. За проявленную храбрость Владимир Путин наградил его медалью Жукова.
Я горжусь своими старшими, которые боролись и борются за справедливость на земле. И я надеюсь, что скоро настанет мир на всей планете.
Анна МИНАСОВА, ученица 6 класса гимназии «Альбион»