Недавний пожар в здании бывшей турбазы «Осетия» вновь напомнил о незавидном положении беженцев, десятилетиями проживающих в неподобающих условиях.
Туристическая база в советские годы пользовалась большой популярностью. Этому способствовало и ее удачное расположение: у въезда в город на берегу р. Лиахва, рядом с городским стадионом и парком. Респектабельного вида пятиэтажный корпус почти полностью заполнялся отдыхающими из разных уголков СССР.
С начала 1990-х годов в турбазе приютили часть беженцев – этнических осетин, массово покинувших Грузию из-за преследований на национальной почве. С тех пор она выполняет функцию коллективного центра проживания вынужденных переселенцев. Среди них немало женщин и детей.
ПУГАЮЩИЙ АНТУРАЖ
О некогда славном объекте рекреации сегодня мало что напоминает. Его территория с разбросанными повсюду бутылками и прочим хламом похожа на стихийную мусоросвалку. Боковая сторона пятиэтажки с улицы смотрится не так плохо, но основная часть строения производит гнетущее впечатление.
Бетонные ступени у входа разрушились, потеряв конфигурацию лестницы. Подниматься по ним стало непросто. Здание внутри выглядит еще хуже. Когда-то аккуратный вестибюль с яркими цветами сейчас вселяет ужас – он с обшарпанными стенами и без окон. Мрачную ауру продолжают темные коридоры, ободранные полы и грязные лестничные пролеты…
Возникает ощущение, что объект давно заброшен, но вывешенное на балконах белье и появляющиеся в окнах силуэты выдают наличие жильцов.
Несколько лет назад городские власти демонтировали полуразвалины административно-бытового корпуса турбазы. Построили на этом месте детскую площадку со скамейками и светильниками. А вот до ремонта жилого корпуса руки не доходят. Заселили людей и забыли про них.
Ко всем бедам недавно добавился пожар, непонятным образом вспыхнувший на чердачном этаже. К счастью, никто не пострадал. Пожарные расчеты быстро потушили огонь, а городские службы в течение нескольких дней отремонтировали кровлю. Как нам сказали в МЧС, причины возгорания пока не установлены. Жильцы выдвигают разные версии. По одной из них, на чердаке у кого-то стояли водяной бак и электрический радиатор.
ВРЕМЕННОЕ ПОСТОЯННОЕ
База отдыха рассчитана лишь на временное пребывание постояльцев. Для длительного проживания не были предусмотрены необходимые бытовые удобства. На весь этаж один санузел с душевой. Не проведен природный газ. «Квартиры» отапливаются электроприборами и дровяными печками. Жильцы чувствуют себя как в казарме, однако в ней нет ни одной свободной комнаты – все заняты. На постоянной основе здесь предположительно проживает более 30 семей, хотя точное количество никто назвать не может.
«Есть пустующие комнаты, но в списках числится столько людей, что, кажется, тут полгорода прописано. Иногда такие фамилии якобы моих соседей называются, о которых я никогда даже не слышал», – недоумевает Автан-дил, один из жильцов пятиэтажки.
Мужчина пенсионного возраста большую часть жизни прожил в Тбилиси. В Цхинвал переехал в 2007 году после очередного всплеска в Грузии антиосетинских настроений. Получил комнату на бывшей турбазе. Ни он, ни другие жильцы коллективного центра не стоят в очереди в администрации города на получение жилья.
«Во многих государствах беженцев обеспечивают жильем и другими видами социальной поддержки. Нигде они не встают в очередь. У нас, чтобы получить какие-то документы, нужно писать кучу заявлений, обойти разные инстанции», – сетует Автандил.
Его сосед Мераб поселился с семьей в небольшой комнате в 2011 г. До этого какое-то время жил во Владикавказе, куда бежал из Грузии в 1990-ые. Приезжал в Южную Осетию в составе рабочей бригады на стройобъекты, потом трудоустроился в дорожной службе и остался в Цхинвале.
«Нет элементарных условий, нормально негде помыться. Воду приходится таскать ведрами и потом подогревать, – жалуется мужчина, набирая воду из-под крана во дворе. – Никакого внимания не чувствуем. О нашем существовании вспоминают только во время выборов».
Он просил отдельную комнату на турбазе для сына, но семье навстречу не пошли.
«Сын женился, ему была нужна своя комната, не могли же мы все жить в одной. Освободилось помещение на пятом этаже, но его нам не предоставили. Сын оставил работу и уехал с супругой в Северную Осетию», – рассказывает Мераб.
Недавнее предложение столичного градоначальника Алана Габараева выделить нуждающимся с турбазы квартиры в строящейся по ул. Осетинская многоэтажке дало надежду беженцам. Но люди понимают: окончательное решение пока не принято.
«Нас вызывали в городскую жилищную комиссию, задавали вопросы, проверяли документы. Интересовались, у кого есть другое жилье. Ходят разговоры, что рассматривается возможность выделения квартир. Сказали, ждите», – говорит Мераб с осторожным оптимизмом.
Часть переселенцев, не выдержав тяжелых условий, со временем переселилась в Северную Осетию в поисках лучшей жизни. Остальные ютятся на турбазе больше 30 лет.
Нарик из Кахетии проживает здесь с 1991 г. Думал – временно, а потом смирился с положением, кое-как обустроился. Во дворе построил сарайчик и разводит кур, чуть дальше обрабатывают небольшой участок. «Работаю в комбинате благоустройства и веду небольшое хозяйство. Никому не мешаю», – скромно признается мужчина.
Если предоставят квартиру, он будет рад съехать. Техническое состояние «дома» вызывает опасения. «Конечно, всем хочется получить нормальное жилье. Много лет мучаемся, условий нет, здание аварийное», – отметил Нарик, указывая на трещины в стене пятиэтажки и разрушающуюся кирпичную кладку.
За все время проживания на турбазе, он не помнит, чтобы здесь проводился ремонт. Несколько лет назад коммунальщики после многочисленных жалоб жильцов заменили старую канализацию в подвале, но, видимо, работы не до конца сделаны. Проблема дает о себе знать.
Претензии можно предъявить и самим жильцам. Создается ощущение, что среди них нет единства, взаимопонимания. Каждый сам по себе. Наверное, за столько лет можно было организоваться и своими силами немного улучшить санитарное состояние места жительства. Хотя бы убирать двор от накопившегося мусора.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ
Компетентным структурам со своей стороны следует уделять больше внимания пунктам «временного» размещения вынужденных переселенцев.
В конце 2022 года была образована временная комиссия Парламента по вопросам беженцев и внутренне перемещенных лиц, проживающих в коллективных центрах – бывшая турбаза «Осетия», общежития в микрорайонах «Шанхай», БАМ и других местах. Поводом стали многочисленные жалобы в законодательный орган со стороны жильцов турбазы.
В докладе комиссии отмечается, что ее члены посетили указанные объекты, ознакомились с условиями проживания людей. Приводятся заключения Минстроя, МЧС и Комитета Юго-Осетпотребнадзора, согласно которым ни один из пунктов размещения беженцев в Цхинвале не соответствует санитарно-эпиде-миологическим и противопожарным нормам, здания обветшали и непригодны для проживания. Это заметно и без всяких экспертных оценок.
По результатам проведенных мероприятий, деятельность Комитета по социальной защите беженцев и вынужденных переселенцев признана неэффективной. При этом отмечается, что функции Комитета носили декларативный характер, не были подкреплены материально-технической составляющей. Впоследствии организация фактически прекратила существование.
ОБЕСПЕЧИТЬ ЖИЛЬЕМ
После 2008 года выделялись миллиарды рублей на восстановление инфраструктуры республики. Идет строительство социального жилья. Следовало в рамках процесса добиваться выделения средств и на улучшение жилищных условий беженцев. Этой проблемы на сегодня быть не должно. Люди десятки лет живут в РЮО, давно пора воспринимать их как полноправных граждан, не оставляя на «обочине» чиновничьего внимания.
Ничего не стоило построить для этой категории людей 2-3 жилых корпуса. Многие будут рады и небольшим коттеджам в близлежащих к городу селах с предоставлением земельных участков. Есть семьи, которые раньше занимались сельским трудом, могут обеспечивать себя, в перспективе и на городские рынки поставлять сельхозпродукцию. Польза будет для всех.
В 2010-2011 годах предлагалось внести в Инвестпрограмму создание отдельного поселка для беженцев неподалеку от Цхинвала. Идея тогда отклика в правительстве не нашла. Она остается актуальной.
В городской администрации нам подтвердили, что обдумывают варианты расселения жильцов коллективных центров. «Жилкомиссия работает над вопросом», – говорят в мэрии.
Посмотрим, какие решения будут приняты. Очевидно одно – откладывать вопрос беженцев на долгий срок уже нельзя.
А. БАГАЕВ