40 лет назад 27 ноября в 1984 году была введена в эксплуатацию Транскавказская магистраль
В череде праздничных дней и значимых событий истекшего ноября эта дата не нашла достойного отражения в СМИ, поэтому мы решили напомнить о ней, так как значение Транскама в жизнедеятельности народа Республики Южная Осетия невозможно переоценить. Транскавказская автомагистраль (Транскам) – это главная транспортная артерия Осетии, единственная дорога, которая проходит через Кавказский хребет – Рукский тоннель – связывая Северную Осетию с Южной Осетией, наше государство с Российской Федерацией.
Из истории Транскама
Идея прокладки дороги через Главный Кавказский хребет зародилась еще в XIX веке.
Однако, грузинское правительство и в то время не думало идти навстречу чаяниям населения Южной Осетии. Прежде всего, оно пыталось подчинить горный край своей диктатуре. В прессе появлялись шовинистские публикации. «Осетины открывают русским новые двери в Грузию, а ключи от этих дверей кладут себе в карман» – цитата из газеты «Кавказское слово» от 26 марта 1919 года, №54.
В 1930 г. очередной раз осетинской интеллигенцией актуализировалась тема объединения Осетии. В этой связи прозвучал исторический вопрос И.В. Сталина: «Как вы хотите объединить их, если между ними дороги нет?». Вопрос, поставленный вождем народов, как тогда казалось, сдвинул дело с мертвой точки.
Руководители обеих Осетий в 1929 году добились решения Совета труда и обороны построить дорогу через Рукский перевал.
Создание дороги через Главный Кавказский хребет стало основным для Рутена Гаглоева – общественного и культурного деятеля, инженера-строителя – одного из лучших представителей осетинской интеллигенции, ставшего жертвой репрессий 1937 года. Он посвятил строительству магистрали через Главный Кавказский хребет капитальную работу: «Осетинская перевальная шоссейная дорога». В 1930 г. казалось, что дело жизни Рутена Гаглоева начало воплощаться в жизнь: были выделены финансовые средства на осуществление строительных работ по проекту Р. Гаглоева на участке Зарамаг – Ванел.
Рутен Несторович начал строить дорогу от местности Багиат-суар к Рукскому перевалу. Тогда же инженер Гаглоев в торжественной обстановке произвел первый взрыв, возвещающий о начале разработки тоннеля.
«Радости и ликованию народа не было границ», – рассказывала нам в одном из своих интервью Надежда Николаевна Цховребова – вдова Р.Н. Гаглоева.
«Рутен обладал удивительной способностью вдохновлять рабочих. Его энтузиазм, энергия передавались всем, кто с ним работал. Дорожные работы шли под руководством и непосредственным участием Рутена Гаглоева вплоть до его ареста в 1937 г. Казалось, что мечта граждан Осетии, наконец, осуществится», – вспоминала Надежда Николаевна.
Стоимость дороги оказалась неимоверно высокой. Было предложено приостановить нерентабельную стройку и вложить деньги в строительство железнодорожного полотна от Алагира до Гори, то есть в Грузию. Это решение заморозило работы над строительством Рукского тоннеля аж на 40 лет.
Дело сдвинулось с мертвой точки в 70-х годах: генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева удалось убедить в необходимости строительства перевальной дороги «для оперативных перемещений военных частей». Это вызвало довольно бурные протесты грузинской стороны, но проект был разработан и одобрен.
Грузинское правительство пыталось воспрепятствовать претворению в жизнь проекта. Оно предлагало взамен провести реконструкцию Военно-Грузинской дороги или другие устраивающие их варианты. Как отмечал в своих публикациях руководитель строительства южного участка Транскама Леван Кортиев, высокопоставленные грузинские чиновники были согласны на все предложения, но при условии, чтобы дорога проходила вне пределов Осетии, они категорически были против Рукского перевала. «Один из вариантов предполагал строительство трассы по направлению существующей Военно-Осетинской дороги от Алагира на Мамисонский перевал, и далее на Кутаиси. На нем настаивал совет министров Грузинской ССР, прогнозируя в перспективе моменты нынешнего этапа жизни народов бывшего Союза», – писал Л. Кортиев. Представители осетинской интеллигенции, выступавшие за Рукское направление, подвергались преследованиям со стороны грузинских служб. «Это был ужасный период для Осетии, когда всех активных инициаторов строительства дороги и объединения на Севере и на Юге Осетии репрессировали, – рассказывает Л. Кортиев. – Тот, кто заговаривал о дороге, о национальной проблеме, об объединении, исчезал. Когда я пришел на работу в п.Дзау после института, там все еще боялись заговаривать вслух о дороге. А это было в 1970 году».
Свет в конце тоннеля
Факты свидетельствуют о том, что первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС Билар Кабалоев приложил немало усилий, чтобы убедить союзное руководство в необходимости строительства тоннеля. Лично вмешался даже дважды Герой Советского Союза Исса Плиев, чтобы переиграть грузинских функционеров. Проект был утвержден за подписью Председателя Правительства СССР А. Н. Косыгина.
В 1975 году приступили к прокладке тоннеля, с севера и юга рабочие двигались навстречу друг другу. На юге рабочим процессом руководил Леван Кортиев, а ему навстречу прорубал трассу Алек-сандр Чельдиев. С их именами неразрывно связана история строительства Транскама.
«Я в течении пяти лет работал старшим прорабом в цхинвальском дорожном управлении. Руководитель «Севкавдорстроя» Ефим Семенович Кроль направил письмо властям Южной Осетии, чтобы меня отпустили на строительство Транскама как специалиста», – вспоминает Леонид Харебов, известный в Южной Осетии инженер-строитель автодорог.
Строительство проходило в сложных горных условиях, дороги как таковой пока не было. У него в команде работали бригады из Дзау и его родного села Рустау. Л. Харебов с ребятами с честью справились с задачей.
«Более 90% труб от Хвце до села Нижний Рук проложили мы. По сегодняшний день вся эта система надежно функционирует», – сказал в одном из интервью «ЮО» Л. Харебов.
4 ноября 1981 года произошла стыковка строителей, таким образом завершился проход под Главным Кавказским хребтом: появился свет в обоих концах Рукского тоннеля. Эпопея, длившаяся больше века, пришла к логическому завершению.
Буквально на той же неделе по дороге стали проезжать машины. А чуть позже Транскавказская автомагистраль стала для народа Южной Осетии настоящей дорогой жизни. По ней осуществлялась связь с Северной Осетией и Россией во время блокады со стороны Грузии, по этой дороге пришло спасение во время событий 08.08.08.
Железная дорога
Транспортная сеть имеет стратегическое значение для экономического развития любой страны. Она связывает отдельные регионы обширной территории страны, обеспечивает межгосударственные контакты. На всех уровнях власти любой экономически развитой страны сегодня есть понимание необходимости улучшать существующую транспортную инфраструктуру. Именно состояние дорожной отрасли во многом свидетельствует об уровне развития экономики страны.
В настоящее время, учитывая политическую и экономическую ситуации актуальным остается строительство перевальной железной дороги. Она могла бы не просто сократить расстояние между центрами двух Осетии, а придать новый импульс интеграционным процессам, которые запущены и реализуются. Она необходима не только с целью сокращения времени поездки одной части в другую, Транскам – фактически единственное окно во внешний мир.
Форс-мажорные обстоятельст-ва, вызывая даже кратковременное прекращение транспортного сообщения с Россией, приводят к негативным последствиям. Железная дорога важна с точки зрения обеспечения безопасности, а также позволит поднять уровень жизни в республике, поможет сильнее укрепить связи с Россией, сыграет важную роль и для будущих связей с закавказскими странами.
На сегодняшний день такая дорога необходима для прочной связи Южной Осетии с Россией. Это в узком плане, а в широком – она будет необходима в перспективе для всех стран Закавказья, Ближнего Востока и вплоть до Индии и Тихого океана.
После признания Россией РЮО Владимир Путин сказал: «Если Транскама мало для транскавказской связи с Южной Осетией, то мы проложим и другие коммуникации».
Сейчас, когда происходит всестороннее развитие экономики, освоение природных ресурсов РЮО, стоит обратить особое внимание на богатства горных районов, на еще не освоенные ресурсы гор. При этом в первую очередь нужно решить проблему дорог для бесперебойной коммуникации.
Ольга ГАГЛОЕВА