«Взаимоотношения России и Южной Осетии в новых геополитических условиях: исторические, политические и правовые аспекты» обсудили политики, депутаты и эксперты на площадке Спутник-Южная Осетия в ходе видеомоста Москва – Цхинвал. Он был приурочен к 16-летию подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Южной Осетией (подписан 17 сентября 2008 года). Участниками в Москве были: государственный советник Президента РЮО, доцент Юго-Осетинского государственного университета Вячеслав Гобозов и руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ, кандидат исторических наук Владимир Новиков. В Цхинвале в диалоге приняли участие: государственный советник Президента РЮО Батрадз Бегизов и заместитель председателя парламентского Комитета по обороне и безопасности Алимбег Сиукаев.
Межгосударственное сотрудничество
Вячеслав Гобозов назвал российско-югоосетинские взаимоотношения отношениями полноценного союзничества, в основе которых лежат интеграционные процессы. Условно российско-югоосетинские отношения можно разделить на две части: до признания независимости и после. Гобозов сделал подробный экскурс в историю двусторонних отношений до 2008 года, и отметил, что без поддержки России Южной Осетии было бы намного тяжелее в борьбе за свободу и независимость. Он напомнил, что Осетия вошла в состав России как единое национальное государственное образование и была поделена на части усилиями царской администрации и большевистских вождей.
«Россия не могла при этих условиях устраниться от событий, происходивших вокруг Южной Осетии и в самой республике. Именно этот фактор, а не мифические рассуждения об экспрессионистской сущности российской политики, определял алгоритм действий России начиная с 90-х годов прошлого века. При этом Россия в ходе урегулирования противоречий между Южной Осетией и Грузией делала все для того, чтобы этот процесс был мирным. Могу со всей ответственностью заявить об этом, потому что был активным участником переговорного процесса. Российские представители неоднократно предлагали варианты урегулирования мирного процесса», – подчеркнул он.
Даже в августе 2008 года, уже после начала грузинской агрессии против Южной Осетии, Москва до последнего пыталась избежать прямого военного вмешательства в конфликт, предпринимая попытки воздействовать на Тбилиси с помощью США, ООН и так далее.
«Только поняв бесперспективность этих усилий, Россия начала операцию по принуждению агрессора к миру. При этом Москва не была настроена на продолжение конфронтации после окончания этой операции. Она согласилась вывести свои войска из Грузии, но, естественно, не из Южной Осетии и Абхазии. Кремль рассчитывал на конструктивную позицию США и Европы, однако в ответ получил попытки протащить в Совет Безопасности ООН выгодные Западу поправки, начали звучать угрозы со стороны коллективного Запада в адрес России об ее изоляции, если пойдет на признание независимости Южной Осетии и Абхазии», – сказал Гобозов.
Москва в ответ официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии. По словам политолога, весь период с момента распада СССР до признания независимости РЮО и РА Россия оказывала помощь стране, которая была абсолютно права в плане соблюдения норм международного права. «Именно Грузия, а не Южная Осетия осуществила незаконный сепаратистский выход из состава единого государства, а значит являлась незаконным сепаратистским образованием. Южная Осетия до последнего боролась за сохранение единой страны, и только после того, как эта страна перестала существовать, провозгласила свою независимость. Целенаправленная пропагандистская кампания по дискредитации решения России о признании независимости Южной Осетии и Абхазии не прекращалась никогда», – считает он.
Окончательное и бесповоротное решение
Что касается возможной сдачи Москвой Южной Осетии, если в Грузии будет приемлемое для Москвы руководство, то такого рода спекуляции наблюдаются с начала специальной военной операции, что в определенной степени связано с так называемым нейтралитетом Тбилиси в отношении России. «Причем такого рода спекуляции тиражируют в основном грузинские и прогрузинские информационные ресурсы и блогеры. Между тем абсолютно понятно, что в реальности нет никаких серьезных оснований утверждать, что российско-грузинское сближение может привести к сдаче Южной Осетии или Абхазии.
Все известные факты свидетельствуют о том, что решение России о признании Южной Осетии и Абхазии является окончательным и бесповоротным. После августа 2008 года взаимоотношения России и Южной Осетии претерпели качественные изменения, приобретя статус межгосударственных. Сегодня двусторонние отношения развиваются весьма приличными темпами. Алан Гаглоев еще раз подчеркнул, что Южную Осетию устраивает любой вариант интеграции с Россией, который устроит Россию – от вхождения в состав России до вхождения в Союзное государство», – отметил госсоветник.
По мнению Владимира Новикова, еще до признания независимости Южной Осетии Россией произошла интеграция югоосетинского социума в состав России через Северную Осетию. «Фактически без формального вхождения в состав России интеграция Южной Осетии и России уже произошла. Что касается того, нужно ли входить Южной Осетии в состав России – это вопрос с подковыркой. Мы понимаем, что если у граждан Южной Осетии такое желание есть, то для этого должно настать время. Актуальным остается вопрос – выгодно ли немедленное вхождение Южной Осетии в состав России самой России? Мне кажется, политически вопрос еще не созрел», – считает он.
Батрадз Бегизов отметил, что на фоне глобальных изменений и ухудшения отношений с Западом Южная Осетия продолжает оставаться стратегически важной для России – как с точки зрения безопасности, так и в контексте влияния в Закавказье. «Абсолютное большинство граждан Южной Осетии являются гражданами Российской Федерации. Каждый житель Южной Осетии участвует не только в строительстве молодого государства, но и во внутриполитической жизни России. Для нас Россия является большой Родиной», – подчеркнул Бегизов.
За минувшие годы были сделаны существенные шаги, созданы условия для поступательного развития Южной Осетии. Россия продолжает оказывать всестороннюю помощь. Между странами подписано более 130 различных документов. Идет сотрудничество и с субъектами РФ. «При помощи Российской Федерации действует государственная программа содействия социально-экономи-ческому развитию Республики Южная Осетия на 2022-2025 годы. Российские банки возобновили льготное кредитование проектов на территории Южной Осетии. В республике заработали заводы: производство базальтового волокна, переработка природного камня, начал работать и консервный завод, куда югоосетинские фермеры могут сдавать свою продукцию. В скором времени заработает производство по переработке древесины. Также на этапе реализации находится проект по производству фармацевтической субстанции и высокопротеиновых кормов для крупного рогатого скота. Осуществление проекта откроет от 250 до 300 рабочих мест и сгенерирует отчисления в бюджет в размере от 135 миллионов рублей в год», – перечислил проекты Бегизов.
Минск и Цхинвал
Касаясь вопроса налаживания отношений между Минском и Цхинвалом, Гобозов отметил, что Южная Осетия рассматривает вариант вхождения в Союзное государство как очень перспективный. Об этом говорил и Алан Гаглоев в недавнем интервью.
«Что касается Белоруссии, то работа идет. Конечно, на официальном уровне мы ограничены в действиях, но в области спорта, культуры, экспертного сообщества контакты налажены. Недавно глава нашего внешнеполитического ведомства встречался с представителями Союзного государства. Рано или поздно вопрос о вхождении Южной Осетии в Союзное государство встанет на повестку, и наше сотрудничество с Белоруссией и другими странами будет эффективнее», – считает политик.
В продолжение обсуждаемой темы Бегизов уточнил, что по линии диппредставительств проводится тесная координация деятельности и напомнил, что в октябре прошлого года между министерствами иностранных дел РФ и РЮО был подписан план консультаций на 2024-2025 годы, и динамика взаимодействия только растет. Сегодня сотрудничество с Минском затрагивает вопросы гуманитарного, культурного и спортивного направления. «Для полноценного развития нужны политические решения, а это вопросы непростые», – говорит Бегизов.
БРИКС и Южная Осетия
Что касается контактов со странами БРИКС, то, по словам Бегизова, в этом году Россия председательствует, и югоосетинские спортсмены имели возможность принять участие в различных мероприятиях. «Это еще раз подтверждает роль наших партнеров в поддержке Южной Осетии на международной арене. Исходим из важности поиска возможных форматов участия в мероприятиях, проводимых под эгидой БРИКС. Южная Осетия старается быть самодостаточной страной при активной и всемерной поддержке Российской Федерации. Это даст возможность продемонстрировать свою значимость как партнера и участника международных процессов, и со временем поможет рассматривать свое участие в таких многосторонних форматах, как БРИКС. Настойчивость и последовательность во внешнеполитическом курсе позволит нашему молодому государству постепенно укреплять свои позиции на международной арене», – пояснил он.
Алимбег Сиукаев подчеркнул, что югоосетинские спортсмены стали серебряными и бронзовыми призёрами игр БРИКС. «На фоне политизированности олимпийских игр и несправедливого отношения МОК к спортсменам, игры БРИКС станут прекрасной заменой им», – сказал депутат.
Участники видеомоста затронули и другие актуальные вопросы, в их числе – участие югоосетинских ребят в зоне специальной военной операции. Также рассказали о поддержке государством семей – участников СВО и о гуманитарной поддержке бойцов специальной военной операции.
А. ДЖИОТЫ